Обзор рынка нефтепродуктов за 11 месяцев 2024 года

1231231312312

АЛЬБЕРТ БАДРЕТДИНОВ,

менеджер департамента планирования и управления эффективностью компании Enera, эксперт в области анализа рынков нефти и нефтепродуктов с 15-летним опытом. Специализируется на рыночных трендах, прогнозировании цен, разработке стратегий и оптимизации бизнес-процессов.
Мировая экономика сталкивается с такими проблемами, как высокие процентные ставки, торговая напряженность и геополитическая неопределенность. Это оказывает негативное влияние на мировой спрос на энергоресурсы. Ожидается, что в 2025 году мировая добыча нефти и жидких углеводородов превысит рост мирового спроса на нефть, несмотря на неоднократные шаги ОПЕК+ по отсрочке увеличения добычи. По прогнозам аналитиков, дисбаланс сохранится и на последующие года, что приведет к дальнейшему снижению цен на нефть. При этом скидка на Urals сокращается в течение всего года.

 По предварительным данным, поставки сорта нефти марки Urals из России в Индию в 2024 году составили 1,3 млн баррелей в сутки, что выше показателя прошлого года почти на 10 %. Скидка Urals к нефти марки Brent на базисе DAP Западная Индия, по предварительным оценкам, в 2024 году составит не более чем 4$/ЬЫ.

Qwqwqwq

ОПЕК+ дважды откладывала начало своего плана по увеличению добычи. Первоначально в плане было заложено увеличение добычи с октября, но оно было отложено до января. В начале декабря увеличение было отложено до конца первого квартала 2025 года. После того уровень извлечения нефти планируется медленно восстановить до сентября 2026 года. Сейчас в сокращении добычи добровольно участвуют восемь стран: Саудовская Аравия, ОАЭ, Россия, Казахстан, Оман, Ангола и Кувейт. По данным ОПЕК, прирост потребления ЖУВ (жидких углеводородов) в 2025 году составит 1,4 млн баррелей в сутки. Рост добычи ЖУВ в странах, не входящих в ОПЕК+, в 2025 году, ожидаемо, составит более 1 млн баррелей в сутки. Прирост будет осуществлен преимущественно за счет США, Бразилии и Канады. Альянс ОПЕК+, предположительно, нарастит добычу нефти на 300-400 тыс. баррелей в сутки. При этом следует отметить, что активно растет спрос на жидкое сырье на основе газа и другие несырьевые углеводороды. Более 2/3 роста потребления ЖУВ приходится именно на эту группу.

Цены на моторное топливо в РФ с начала года находятся под влиянием ограничительных мер регулятора по сдерживанию вывоза продукции на экспорт в период сокращения мощностей выработки. Рост цен на автобензин происходил в период свободного вывоза на экспорт. В период ограничения поставок топлива на экспорт наблюдается снижение цен. С августа по 1 декабря действовало ограничение, которое привело к затовариванию складов производителей и образованию излишков продукции на рынке.

В декабре правительство РФ планирует снять ограничения по вывозу автобензина на экспорт, но только для производителей топлива, таким образом предоставив возможность производителям разгрузить складские мощности, нарастить переработку и исключить спекуляцию трейдеров. Наиболее сильно ограничительные меры отразились на ценах высокооктанового топлива. Это связано в первую очередь с высокой экспортной привлекательностью и дефицитом мощностей производства данного вида топлива в РФ в условиях динамичного роста спроса от года к году. Спрос, в свою очередь, растет по причине активной смены парка старых легковых автомобилей на более доступные автомобили китайского производства.

Санкционные ограничения и бурный рост автомобильного производства в Китае привели к резкой смене основных поставщиков автомобилей на рынке РФ. В дополнение более доступные цены в условиях резкого ухудшения курса национальной валюты позволили быстро нарастить объемы продаж китайских автомобилей на внутреннем рынке Российской Федерации. За три года продажи китайских автомобилей почти полностью заместили другие иномарки.

Wewewewe

Ежегодно с приходом отопительного сезона происходит рост спроса на бензин марки АИ-80. Это связано с ограничениями по про­ даже метана на АГНКС. Увеличение спроса отчетливо отражается в биржевых ценах.

Цены на высокооктановый бензин в 4 квартале имеют противоположную динамику, и отчетливо заметна тенденция снижения. Это связано, в первую очередь, с доступностью бензина на рынке РФ как основного поставщика импортного бензина в Узбекистан по относительно невысоким ценам. Спрос на дизельное топливо к концу года сокращается по итогам завершения сельскохозяйственных работ и по этой причине цены идут на спад.