Мне важно, чтобы моя работа приносила пользу стране
Влияние сильных педагогов, вдохновивших нашу героиню, определило ее жизненный путь. Победа на конкурсе сочинений в 11 классе, 20-летний опыт преподавания в колледже, а затем и руководство институтом полностью убедили ее в исключительной важности роли учителя в формировании личности и будущего человека. Знакомьтесь: ректор Бухарского инженерно-технологического института Садокат Сиддикова.
-Как вы пришли в сферу образования и что вдохновило вас выбрать профессию педагога?
— Я выросла в семье педагога и инженера, с раннего детства испытывала тягу к знаниям. Училась в сельской школе.
Опыт школьных лет, а затем и 20-летняя работа преподавателем информатики в нефтегазовом колледже полностью убедили меня в исключительной важности роли педагога в жизни ученика.
Как вы стали ректором Бухарского инженерно-технологического института?
— 20 лет работы в нефтегазовом колледже, затем заместителем начальника областного управления занятости, почти год на посту директора Бухарского моноцентра — каждая из этих должностей стала ступенькой на пути к нынешней позиции.
Стремление к совершенству — определяющее качество моей натуры. Даже четверка воспринималась мной как стимул к достижению лучшего результата. Именно это стремление привело меня к должности заместителя министра высшего и профессионального образования, а затем — к руководству институтом в 2023 году.
Перед институтом сейчас стоят масштабные задачи. Институт, где я когда-то обучалась в магистратуре, имел в прошлом безупречную репутацию, но в последние годы столкнулся с определенными трудностями. В моих целях восстановить его былое величие, продемонстрировать потенциал сильной команды преподавателей и профессоров, которые, несмотря ни на что, сохранили свой профессионализм. Мы уже добились включения института в мировой рейтинг Тimеs Higher Education, но работа над улучшением показателей продолжается.
Моя работа — это не просто исполнение служебных обязанностей, а воплощение моего принципа применять полученные знания на практике. Никогда не стремилась к накоплению теоретических знаний ради самих знаний. Еще во время работы в колледже активно участвовала во внедрении передовых педагогических методик.
В институте смогла полностью реализовать этот подход. Мы активно взаимодействуем с экономикой области, наши специалисты участвуют в решении практических задач, связанных с архитектурой, энергетикой, легкой промышленностью и другими отраслями. Мы стали неотъемлемой частью жизни региона, наши преподаватели делятся своим опытом, дают консультации, способствуя локализации производства и решению важных экономических вопросов. Это и есть воплощение моего профессионального кредо — не просто преподавать, а влиять на реальную жизнь области и страны.
— Какие цели преследуете в институте?
— Придя в институт, я была воодушевлена потенциалом преподавательского состава. Поставила перед собой амбициозную цель: сделать институт не только центром научной мысли, но и активным участником общественной жизни, не ограничиваясь рамками Бухары или даже Узбекистана. Международное признание — еще одна важная цель, которую я стремлюсь достичь.
Для нашего института важен вопрос взаимосвязи научных исследований и учебного процесса. Учитывая высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, я убеждена, что результаты исследований должны находить свое отражение в учебных программах.
В качестве примера можно привести открытие в прошлом году 17 новых направлений подготовки специалистов. Одно из них — реставрация, что особо актуально для Бухары, богатой историко-культурным наследием.
Помимо реставрации, мы открыли востребованные направления в биотехнологиях и мехатронике, расширяя специализацию института за пределы традиционных нефтегазовых программ.
В текущем году планируем дальнейшее расширение специализаций, включив кибербезопасность и логистику. Все эти меры направлены на то, чтобы институт оставался на передовой линии научного и технологического прогресса и подготавливал специалистов, востребованных как в Узбекистане, так и за его пределами.
— Сколько факультетов сейчас в институте?
— В настоящее время институт располагает восемью факультетами, объединяющими 20 кафедр. Важно отметить, что число кафедр не соответствует числу специальностей. В институте реализуются 33 бакалаврские программы. Что касается инженерно-технических специальностей, в частности, связанных с нефтегазовой отраслью, то их преобладающее большинство. Исключение составляют только три специальности, которые не относятся к инженерному профилю, а связаны преимущественно с экономикой и менеджментом. Остальные же специальности представляют полный спектр инженерно-технических направлений, обеспечивая всестороннюю подготовку специалистов для нефтегазового сектора и смежных отраслей.
— Расскажите о роли студентов в развитии учебного процесса и о путях их самореализации.
— В этом году мы существенно улучшили поддержку студентов, выходящую за рамки традиционной учебной программы. Вместо разрозненной системы обращений к деканатам было создано централизованное офисное бюро регистрации запросов. Теперь все обращения студентов концентрируются в одном месте, обеспечивая быструю обработку и исключая задержки и ненужную бюрократию. Внедрение электронной системы записи на прием положительно сказалось как на эффективности работы института, так и на психологическом комфорте студентов. Это способствует предотвращению коррупции и излишнего чиновничьего формализма.
Параллельно с этим были проведены значительные работы по модернизации спортивной базы: отремонтированы спортивные залы и площадки. Создан студенческий театральный коллектив, уже успевший занять призовые места на республиканских конкурсах. Заметно увеличилось количество стипендиатов — с трех-четырех до восьми в прошлом году. Студенты активно вовлекаются в различные проекты, в том числе и международные. Например, студенческая дизайнерская группа заняла призовые места на конкурсах в Сочи и Санкт-Петербурге, представляя свои авторские коллекции.
Особое внимание уделяется практическому приме нению научных разработок.
В сотрудничестве с отечественным инвестором нам удалось наладить производство важнейших компонентов, ранее покупаемых за рубежом.
Разработаны пять видов локализованных ингибиторов коррозии, деэмульгаторов, пеногасителей, а также присадок, повышающих октановое число в составе дизельного топлива.
Студенты принимали активное участие в этом проекте, представив результаты своей работы председателю Правления компании. Сейчас ведется работа по дальнейшему расширению производства, а наши ученые активно участвуют в разработке новых формул и совершенствовании технологических процессов, проводя все необходимые исследования в лабораториях института. При этом рецептура разработана нашими преподавателями, а инвестор предоставил необходимые технологии и оборудование.
— Поговорим о вашей практике привлечения инвестиций, насколько часто инвесторы проявляют инициативу, обращаясь к вам напрямую?
— В поисках инвесторов мы не полагаемся на случайные совпадения. В качестве примера: в 2023 году, начав работу в августе, к концу года мы заключили хозрасчетные договоры на сумму 900 миллионов сумов. В 2024 году объем заключенных договоров уже составил около миллиарда сумов. В рамках одного из проектов, предоставив гарантию в размере 300 миллионов сумов через платформу Cooperation.uz, мы обеспечили победу в тендере на 4 миллиарда сумов в течение одного квартала. Наша цель — достичь объема договоров в 10 миллиардов сумов к концу года. Этот рост наглядно демонстрирует высокую эффективность работы преподавателей и студентов, способных не только вести научную работу, но и успешно коммерциализировать свои наработки, предоставляя конкретные услуги предприятиям.
Институт получает 10 % прибыли от заключенных договоров. Таким образом, мы стимулируем научно-исследовательскую деятельность, предо ставляя преподавателям и студентам возможность монетизировать свой интеллектуальный потенциал. В моем понимании, некоммерциализированное изобретение не является полноценным изобретением. Научные достижения должны приносить практическую пользу, а ученые должны получать заслуженное вознаграждение за свой труд. Эта философия особенно актуальна для инженерно-технических специальностей, где результаты исследований должны иметь конкретное применение в производстве и технологических процессах.
— Как вам удалось сделать так, чтобы проект стал не только прибыльным, но и получил государственную поддержку?
— Внедренная нами система имеет два основных преимущества: во-первых, она приносит прибыль институту, во-вторых, способствует практическому применению научных разработок, делая их полезными для экономики страны. Еще одно важное достижение — ее уникальность. Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев, наш институт стал первым, кто смог не только реализовать такую систему, но и пролоббировать ее внедрение. Процесс внедрения осуществлялся через платформу Cooperation.uz, которая отличается своей прозрачностью и отсутствием бюрократических барьеров. Мы зашли на аукцион и выиграли.
Эта система позволяет получать дополнительные средства, а также эффективно взаимодействовать с преподавателями и студентами, стимулируя их творческую активность. Однако это только один аспект нашей деятельности.
— Расскажите о системе организации производственной практики студентов.
— Производственная практика студентов организована на широкой основе. Сотрудничество ведется с крупными предприятиями нефтегазового сектора, такими как «Узбекнефтегаз» и «Saneg», а также с компаниями текстильной промышленности и другими.
Общее число наших партнеров, предоставляющих базы для практики, составляет порядка 200 организаций. Студенты получают необходимый практический опыт, дополняющий теоретическую подготовку. Особое внимание уделяется обеспечению высокого уровня оснащения лабораторий. Сейчас мы постепенно модернизируем их, заменяя оборудование на современное, в том числе устанавливаем интерактивные доски и смарт-телевизоры.
В процессе обновления учебных планов мы тесно сотрудничаем с предприятиями, учитывая их запросы на востребованные специальности. Особое внимание уделяется практическому обучению в нефтегазовом секторе.
Важным направлением стала организация ста жировок для преподавательского состава. Это не просто повышение квалификации, а настоящие производственные стажировки продолжительностью в несколько недель. Главная цель — обеспечить соответствие знаний и навыков преподавателей современным требованиям нефтегазовой отрасли и других промышленных секторов. Эти меры в совокупности позволяют нам подготавливать высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда.
Кроме того, с 2024 года мы внедряем систему дуального образования, которая позволяет студентам получать практический опыт непосредственно на рабочих местах. Такой подход популярен в Германии, Швейцарии, Австрии и других странах, где существует тесная связь между образовательными учреждениями и бизнесом.
— Как институт способствует развитию научных исследований?
— Наш научный потенциал составляет около 50 %, что является хорошим показателем, однако в условиях жесткой конкуренции со стороны частного сектора сохранение этого потенциала требует постоянных усилий. Задача заключается не только в удержании существующих кадров, но и в привлечении и стимулировании молодых ученых.
Для этого мы активно развиваем докторантуру, в которой сейчас обучается более 200 докторантов. Введен систематический мониторинг их работы, предусматривающий оказание необходимой поддержки и помощи. В 2024 году создано пять научных советов, в том числе совет по энергетике. Они обеспечивают высокий уровень экспертизы и способствуют более эффективной организации научно-исследовательской деятельности. Мы также активно участвуем в международных грантах, стремясь к расширению нашего влияния на глобальном уровне. По числу заявленных патентов наш вуз также занимает лидирующие позиции. Все эти меры направлены на стимулирование научноисследовательской активности и сохранение высокого уровня научного потенциала института.
— Какие проекты, которые сейчас проводятся в институте в приоритете?
— В нашей научно-исследовательской деятельности приоритет отдается энергетике и нефтегазовой отрасли, что обусловлено географическим расположением института в нефтегазовом регионе Узбекистана. На нефтегазовых специальностях обучаются около 2000 студентов, география обучающихся не ограничивается Бухарской областью: к нам приезжают студенты из других регионов республики. В нефтегазовой сфере сосредоточен значительный научный потенциал института (около 90 %), однако мы постоянно работаем над его укреплением и развитием.
Одним из ключевых проектов является создание Передовой инженерной школы нефтегазовой отрасли в сотрудничестве с АО «Узбекнефтегаз». Это абсолютно новый проект для Узбекистана, на этапе формирования программ и инфраструктуры. В рамках национальной программы планируется создание десяти таких школ по разным направлениям, и наша школа будет специализироваться на нефтегазовой отрасли. Для ее создания мы изучи ли опыт ведущих университетов Азербайджана, Казани, Малайзии, посетив их и проведя консультации со специалистами. На основе этого опыта была разработана дорожная карта, которую мы сейчас реализуем. Запуск планируем к следующему учебному году (2025-2026 гг.). В качестве подготовительного этапа запущена совместная магистерская программа с Бакинской высшей школой нефти. Все это подтверждает наше стремление к инновациям и созданию современной инфраструктуры для под готовки высококвалифицированных специалистов нефтегазового сектора.
— Что означает «двойной диплом» в контексте вашей образовательной программы?
В рамках совместной магистерской программы с Бакинской высшей школой нефти студенты полу чают двойной диплом. Обучение в Азербайджане финансируется АО «Узбекнефтегаз», что позволяет нам формировать кадровый резерв для отрасли. Это долгосрочная инвестиция в подготовку высококвалифицированных специалистов. Проект так же позволяет сохранить опытных преподавателей.
— Каким видите будущее высшего образова ния в Республике Узбекистан?
— Выпускники высших учебных заведений всегда были движущей силой прогресса, катализатором общественного развития. Однако миссия современного высшего образования изменилась. Сегодня это не просто накопление знаний, а
формирование способности к самообучению, к самостоятельному поиску и применению полученных знаний. Студент должен научиться критически оценивать информацию, выбирать наиболее эффективные методы работы и самостоятельно определять направления своего профессионального развития. Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были готовы к решению сложных задач в условиях глобальной конкуренции, изучая не только узкую специализацию, но и овладевая навыками самостоятельного поиска информации и ее анализа.
Высшее образование должно научить эффективному менеджменту, умению ставить цели и достигать их. Современный руководитель должен уметь управлять людьми и быть вовлеченным в процесс, постоянно развиваться и совершенствоваться. Мы стремимся подготовить таких специалистов, которые смогут стать лидерами в своих отраслях, в том числе в IT, медицине и инженерно-технологическом секторе. Наши выпускники — это те, кто будут управлять будущим Узбекистана, и наша задача — дать им необходимые для этого знания и навыки.
— Ваше самое главное достоинство на посту ректора?
— Успешное руководство, на мой взгляд, основано на гармонии межличностных отношений. Создать здоровую атмосферу в коллективе, где люди приходят на работу с радостью и уходят с чувством удовлетворения, — важнейшая задача руководителя. Это достигается через индивидуальный подход к каждому члену команды, учитывая его потребности и мотивацию. Для одних главным стимулом является материальное вознаграждение, для других — карьерный рост, для третьих — похвала и признание заслуг.
В решении сложных профессиональных вопросов я часто обращаюсь за консультацией к специалистам в соответствующих областях, но конечное решение всегда принимаю сама. Я не ищу готовых рецептов, а стремлюсь к самостоятельному поиску пути к решению проблемы. Руководитель — это не только должность, но и способность вести за собой команду, быть лидером, постоянно двигаясь вместе с ней вперед.
— Что для вас значит быть лидером?
— Моя философия руководства основана на принципе равных возможностей. Возраст или стаж работы не являются определяющими факторами при оценке потенциала сотрудника. Главное — наличие способностей и желание работать.
Формирование сильной команды — это ключ к успеху, и это одно из важнейших качеств лидера.
Быть лидером — огромная ответственность. Назначить руководителя легко, а вот стать настоящим лидером, способным вести за собой команду, вдохновлять и мотивировать ее, совсем другое.
Это требует глубокого понимания людей, умения видеть их сильные стороны и способности нести ответственность за результаты работы всей ко манды. Истинная трудность руководства именно в этом, и над этим я ПОСТОЯННО работаю.
Текст: Ирина Силкина