Крупные компании объявили о планах объединения своих британских шельфовых активов в совместное предприятие, которое станет крупнейшим в стране независимым производителем нефти и газа.
Источник в Shell сообщил изданию Upstream, что слияние британских портфелей разведки и добычи Shell и Equinor освободит новую независимую компанию от конкуренции за капитал с более прибыльными глобальными портфелями, что позволит ей максимально эффективно разрабатывать истощающийся бассейн Северного моря.
Британские подразделения сверхкрупной компании Shell и норвежского энергетического гиганта Equinor объявили о планах по объединению своих шельфовых активов в совместное предприятие, которое станет крупнейшим в стране независимым производителем нефти и газа.
Новая компания будет находиться в совместной собственности двух супермагнатов, каждый из которых будет владеть 50%-ной долей.
Несмотря на то, что правительство Великобритании недавно ужесточило налог на энергетическую прибыль, повысив основные ставки налога и сократив инвестиционные льготы, налог не является ключевым фактором сделки для Shell, сообщил источник в компании изданию Upstream.
Однако аналитики Barclays видят другую картину для Equinor, которая в настоящее время имеет около 6 млрд фунтов стерлингов (7,6 млрд долларов) отложенных налоговых убытков от своих операций в Великобритании. Позиция Shell значительно меньше из-за более высокого уровня добычи.
«Объединенная компания будет быстрее использовать комбинированную позицию по налоговым убыткам, что значительно увели чит ее стоимость», — говорится в примечании Barclays.
RBC Capital Markets добавляет, что, со своей стороны, Shell, вероятно, будет иметь более высокие обязательства по выводу из эксплуатации из-за зрелого портфеля активов в Великобритании.
Сделка также приведет к «эффективной передаче» Rosebank, крупнейшего неразработанного морского месторождения Equinor в Великобритании, которое норвежская компания санкционировала в сентябре прошлого года.
«В центре внимания новой компании будет максимальное увеличение стоимости существующей базы активов, а не неорганический рост», — считают в Barclays, добавляя, что «наибольший рост в новой компании, скорее всего, будет обеспечен за счет Rosebank».
Слияние обеспечит Equinor начальный рост добычи, а Rosebank обеспечит значительный потенциал роста для совместного портфеля, если месторождение получит разрешение на эксплуатацию от шотландских судов, сообщил источник в Shell.
На сегодняшний день добыча Equinor UK составляет около 38 ООО баррелей нефти в сутки, а Shell UK- более 100 ООО баррелей условного топлива в сутки. Однако разработка одного только месторождения Rosebank, которую планируется запустить в 2027 году, на пике даст 75 ООО баррелей нефти в сутки.
В январе ожидается решение по судебным искам в отношении проектов Rosebank компании Equinor и Jackdaw компании Shеll — активов, включенных в слияние. По состоянию на август, в оба проекта было инвестировано более $2 млрд.
Дэниел Слейтер, аналитик Zeus Capital, считает, что сделка не была направлена на смягчение возможных перебоев в реализации этих проектов, и заявляет, что «был бы очень удивлен, если бы правительство Великобритании в итоге допустило серьезные перебои в их реализации».
«Супермагнаты обычно занимаются разработкой и эксплуатацией крупных проектов, в то
время как большинство активов в Северном море сейчас приближаются к концу своего срока службы и выигрывают от другого подхода», — сказал Слейтер в интервью Upstream.
Новая независимая компания, название которой пока не называется, будет использовать долговые рынки для финансирования своей деятельности и станет более гибкой компанией, обладающей автономией, которая позволит ей напрямую принимать решения по своим активам, сообщил источник в Shell.
Сделка, однако, приведет к «ограниченному» сокращению рабочих мест для сотрудников Shell в Абердине, в дополнение к общему сокращению персонала, которое проводит Shell, стремясь рационализировать свою деятельность в целях повышения рентабельности.
Эшли Келти, аналитик Panmure Liberium, охарактеризовал сделку как «хорошо проторенный путь для крупных компаний», что видно на примере предыдущих слияний между lthaca и Eni, а также сделок Aker ВР и Vaar Energi.
По мнению аналитиков, слияние позволит уделять больше времени управлению британскими активами, сохранить значительный опыт и ресурсы в Северном море Великобритании при одновременном снижении затрат и создать более гибкий корпоративный формат, позволяющий максимизировать отдачу и денежные потоки.
По словам Келти, сделка Shell и Equinor позволит партнерам «уделить этим активам внимание и заботу, которых они, вероятно, не получали в прошлом, учитывая зрелый статус континентального шельфа Соединенного Королевства, и поможет продлить жизнь Северного моря».
Торговая организация Offshore Energies UK положительно оценила сделку, а ее руководитель Дэвид Уайтхаус отметил, что новая компания «будет играть важную роль в обеспечении будущего отечественной энергетики».
«Эта отрасль меняется, чтобы оставаться конкурентоспособной на мировом рынке, и Великобритания может максимально использовать Северное море, его цепочки поставок мирового класса и возможности отечественного энергетического будущего», — сказал он.