Альберт Бадретдинов – менеджер департамента планирования и управления эффективностью компании Enera, эксперт в области анализа рынков нефти и нефтепродуктов с 15-летним опытом. Специализируется на рыночных трендах, прогнозировании цен, разработке стратегий и оптимизации бизнес-процессов.
Восемь стран-участниц OPEC+ договорились о сокращении добычи с постепенным наращиванием в 4 квартале 2024 года, начиная с октября 2024 года, на 2–2,5 млн баррелей в сутки. В среднем за 8 месяцев 2024 года уровень добычи OPEC+ составил 27 млн баррелей в сутки, что составляет примерно 36% от всей добычи сырой нефти в мире. Однако снижение цен в сентябре, вероятно, заставит OPEC+ пересмотреть план по увеличению добычи в 4 квартале текущего года. С начала года наблюдается ухудшение геополитической ситуации в мире. Несколько государств, являющихся крупнейшими нефтедобывающими странами, вовлечены в вооруженные конфликты. Риск недопоставки необходимого количества сырья на мировой рынок подталкивают цены вверх на протяжении многих месяцев. Негативное влияние на мировую стоимость нефти оказывает замедление экономического роста в ряде регионов, включая Китай, крупнейшем импортере нефти в мире. Высокий и стабильный спрос на высокосернистые сорта нефти, сокращения экспорта российской нефти за счет ограничений OPEC+ и роста нефтепереработки на внутреннем рынке оказывают поддержку ценам российских сортов нефти. С начала года дисконт сократился до 10–11 $/bbl на нефть марки Urals.
Цены на моторное топливо в РФ с начала года повышаются. Это связано с сокращением мощности переработки по причине внешнего воздействия на НПЗ. С начала года более трети мощностей переработки в РФ были атакованы дронами. Часть из этих мощностей была выведена из строя на продолжительное время. Реакцией правительства на сокращение мощностей в период сезонного роста спроса стали ограничительные меры по вывозу продукции на экспорт. С 1 марта 2024 года был ограничен экспорт автобензина и дизельного топлива. В мае ограничительные меры были временно отменены до 1 августа. В августе правительство вновь вернулось к практике ограничительных действий, но только по автобензину, т.к. рынок дизельного топлива насыщен ресурсом в должной мере. Высокий уровень цен на автобензин отражает опасения участников рынка относительно доступности продукта в условиях сезонного роста спроса и рисков, связанных с внешним воздействием. Цены на дизельное топливо в сентябре склонны к снижению по причине сокращения сельскохозяйственной активности и переходу на межсезонные сорта.
С начала года цены на автобензин немного снизились с приходом теплого сезона за счет сокращения потребления с постепенным вводом метановых автозаправочных станций (АГНКС). Но цены остались на достаточно высоком уровне в сравнении с 2023 годом. Узбекистан является нетто-импортером моторного топлива, преимущественно автобензинов марки АИ-92 и выше. Это связано с недостаточными объемами выпуска высокооктанового топлива для покрытия растущего спроса. Дефицит по высокооктановому топливу формирует зависимость от импортных поставок, преимущественно из России. По причине дефицита собственных мощностей в РФ поставки в Узбекистан осуществлялись по высоким ценам, что привело к высоким ценам на внутреннем рынке Узбекистана. Колебания цен на дизельное топливо связано с сезонным ростом спроса в преддверии полевых работ.