АЛЬБЕРТ БАДРЕТДИНОВ,
менеджер департамента планирования и управления эффективностью компании Enera, эксперт в области анализа рынков нефти и нефтепродуктов с 15-летним опытом. Специализируется на рыночных трендах, прогнозировании цен, разработке стратегий и оптимизации бизнес-процессов.
Мировая экономика сталкивается с такими проблемами, как высокие процентные ставки, торговая напряженность и геополитическая неопределенность. Это оказывает негативное влияние на мировой спрос на энергоресурсы. Ожидается, что в 2025 году мировая добыча нефти и жидких углеводородов превысит рост мирового спроса на нефть, несмотря на неоднократные шаги ОПЕК+ по отсрочке увеличения добычи. По прогнозам аналитиков, дисбаланс сохранится и на последующие года, что приведет к дальнейшему снижению цен на нефть. При этом скидка на Urals сокращается в течение всего года.
По предварительным данным, поставки сорта нефти марки Urals из России в Индию в 2024 году составили 1,3 млн баррелей в сутки, что выше показателя прошлого года почти на 10 %. Скидка Urals к нефти марки Brent на базисе DAP Западная Индия, по предварительным оценкам, в 2024 году составит не более чем 4$/ЬЫ.
ОПЕК+ дважды откладывала начало своего плана по увеличению добычи. Первоначально в плане было заложено увеличение добычи с октября, но оно было отложено до января. В начале декабря увеличение было отложено до конца первого квартала 2025 года. После того уровень извлечения нефти планируется медленно восстановить до сентября 2026 года. Сейчас в сокращении добычи добровольно участвуют восемь стран: Саудовская Аравия, ОАЭ, Россия, Казахстан, Оман, Ангола и Кувейт. По данным ОПЕК, прирост потребления ЖУВ (жидких углеводородов) в 2025 году составит 1,4 млн баррелей в сутки. Рост добычи ЖУВ в странах, не входящих в ОПЕК+, в 2025 году, ожидаемо, составит более 1 млн баррелей в сутки. Прирост будет осуществлен преимущественно за счет США, Бразилии и Канады. Альянс ОПЕК+, предположительно, нарастит добычу нефти на 300-400 тыс. баррелей в сутки. При этом следует отметить, что активно растет спрос на жидкое сырье на основе газа и другие несырьевые углеводороды. Более 2/3 роста потребления ЖУВ приходится именно на эту группу.
Цены на моторное топливо в РФ с начала года находятся под влиянием ограничительных мер регулятора по сдерживанию вывоза продукции на экспорт в период сокращения мощностей выработки. Рост цен на автобензин происходил в период свободного вывоза на экспорт. В период ограничения поставок топлива на экспорт наблюдается снижение цен. С августа по 1 декабря действовало ограничение, которое привело к затовариванию складов производителей и образованию излишков продукции на рынке.
В декабре правительство РФ планирует снять ограничения по вывозу автобензина на экспорт, но только для производителей топлива, таким образом предоставив возможность производителям разгрузить складские мощности, нарастить переработку и исключить спекуляцию трейдеров. Наиболее сильно ограничительные меры отразились на ценах высокооктанового топлива. Это связано в первую очередь с высокой экспортной привлекательностью и дефицитом мощностей производства данного вида топлива в РФ в условиях динамичного роста спроса от года к году. Спрос, в свою очередь, растет по причине активной смены парка старых легковых автомобилей на более доступные автомобили китайского производства.
Санкционные ограничения и бурный рост автомобильного производства в Китае привели к резкой смене основных поставщиков автомобилей на рынке РФ. В дополнение более доступные цены в условиях резкого ухудшения курса национальной валюты позволили быстро нарастить объемы продаж китайских автомобилей на внутреннем рынке Российской Федерации. За три года продажи китайских автомобилей почти полностью заместили другие иномарки.
Ежегодно с приходом отопительного сезона происходит рост спроса на бензин марки АИ-80. Это связано с ограничениями по про даже метана на АГНКС. Увеличение спроса отчетливо отражается в биржевых ценах.
Цены на высокооктановый бензин в 4 квартале имеют противоположную динамику, и отчетливо заметна тенденция снижения. Это связано, в первую очередь, с доступностью бензина на рынке РФ как основного поставщика импортного бензина в Узбекистан по относительно невысоким ценам. Спрос на дизельное топливо к концу года сокращается по итогам завершения сельскохозяйственных работ и по этой причине цены идут на спад.